Образование —
это путешествие,
а не гонка

Адаптация для слабовидящих
Официальные новости

Фотоархив
Видеоархив
Взгляд со стороны

Календарь событий

Новости

Смотрите документальный фильм об учителях «Урок на всю жизнь»

Фильм состоит из новелл о простых учителях и воспитателях, чей ежедневный, порой малозаметный труд является основой будущего нации. Отдельное место в фильм посвящено важности инклюзивного образования.   Подробнее

1 июня - ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ

Встречаемся 1 июня в 18.00 на набережной на площадке возле бассейна ЦСК ВВС!
Приезжайте, приходите, приносите скакалки и мячи!
Будем играть! И дети, и взрослые!!!
  Подробнее


Подписка на новости

* обязательно к заполнению


Общепедагогические принципы и идеи вальдорфской школы

Принцип разносторонности образования — идея возможно гармоничного сочетания в образовательном процессе факторов развития мыслительных, эмоциональных и волевых функций личности; в частности, это означает наличие относительно большого удельного веса, в учебном плане, предметов эстетического и практически-прикладного циклов.

Принцип педоцентризма — в отборе содержания и методов образования школа ориентируется, в первую очередь, на ребёнка: на актуальное состояние детей и ближайшие перспективы их развития; ребёнок должен чувствовать свою вовлечённость в образовательный процесс — он учится с интересом и хочет ходить в школу. Идея развития на основе гётевского понимания органического метаморфоза — процесс развития ребёнка идёт, во-первых, не линейно, но ступенчато; во-вторых, в этом процессе происходят существенные превращения одних качеств в другие.

Принцип возрасто-сообразности — тесно связан с принципом педоцентризма; требует. постоянной соотнесённости отбора материала, дидактики и методики обучения с психолого- педагогическими характеристиками актуального возрастного состояния детей и перспективами их развития.

Идея педагогики переживания — тесно связана с первым принципом — в плане увязки познавательной и эмоционально-волевой проработки детьми осваиваемого материала; в сочетании с гётевско-штайнеровскими идеями естественнонаучного приводит к тому, что традиционная центральная опора на понятие сменяется ведущей ролью образа — в начальной школе — и, далее, содержательного феномена; также приводит к требованию художественного подхода и стиля в обучении, в т.ч. и по предметам когнитивного цикла. Идея “переживания в обучении” является одной из основополагающих в плане реализации принципа единства обучения и воспитания). 6. Принцип культурной насыщенности и культурной соотнесённости (всякая вальдорфская школа — органическое сочетание идеальных принципов вальдорфской педагогики с духовными, историческими, социальными, культурными условиями своего места и времени, что определяет наполнение и видовую реализации этих принципов.

Принцип жизненной, практической направленности обучения — теоретическое обучение должно постоянно связываться с окружающими жизненными реалиями. Принцип общечеловеческого подхода в образовании, неконфессиональности, светскости.

Идея свободы — конечная цель школьной педагогики — мировоззренческое, социальное и профессиональное самоопределение каждой отдельной личности, в контексте культурного осознания своей индивидуальной свободы и ответственности.

Названные выше принципы и идеи связаны со следующими дидактическими, методическими, организационно-педагогическими особенностями вальдорфской школы:

  • Наличие специально подготовленного классного учителя как важнейшего субъекта образовательного процесса в начальной и основной школе.
  • Преподавание “по учебным эпохам” (циклам “погружения”, примерно месячным) в форме так называемого “главного урока” (ежедневный первый сдвоенный урок, имеющий особую структуру: ритмическая часть — основная часть — рассказ).
  • Обучение без балльных оценок (даются текущие и годичные качественные оценки состояния и результатов образования ребёнка — исходя, в первую очередь, из развития именно этого ребёнка).
  • Обучение без стандартных учебников.
  • Специальная методика организации работы детей с учебными тетрадями. Большая роль метода “обучения на узловых примерах” (связан с феноменологическим подходом к обучению; задача учителя — отбор центральных, узловых содержательных примеров в каждом предмете, феноменов или “экземпляров”, которые вбирают в себя разнородные учебные материалы).
  • Ритмическая организация обучения и жизни школы в целом (в соответствии с природно- человеческими ритмами, циклами жизни: год — месяц — неделя — день — урок).
  • Наличие структуры внутришкольного управления.